Комментарий нашего эксперта Свиридовой Ольги на сайте "Работа.ру".

Обычно на собеседовании ведущим оказывается рекрутер. Разумеется, он направляет разговор в выгодное именно ему русло. Но кандидат на должность может попробовать взять управление над беседой под свой контроль. Что же из этого может получиться? Когда это стоит делать, а когда — нет? Ответы на эти и другие вопросы Rabota.ru узнала у экспертов.

Запланированная схема

Обычно разговор рекрутера с кандидатом ведется по уже разработанным и используемым схемам. Ему это позволяет получить максимум полезной информации за минимальный отрезок времени. Попытка перетянуть одеяло на себя, то есть взять главенство в разговоре, может разрушить эту схему. А это, в свою очередь, может повлечь за собой негативную реакцию со стороны HR-менеджера.

HR-эксперт кадрового агентства «HR Аналитика», профессиональный психолог Ольга Свиридова: «Как правило, рекрутеры строят собеседование по уже продуманной и отработанной ими схеме, в которой учтено время, отведенное на интервью. Перехватив инициативу в разговоре, вы рискуете нарушить его планы, что само по себе будет просто проявлением бестактности с вашей стороны и помешает ему в рамках выделенного времени получить нужную и достоверную информацию о вас. 

Например, если вас просят рассказать о себе, постарайтесь в течение не более двух минут рассказывать по существу о своем профессиональном опыте. То есть зачастую в собеседование уже входит блок «самопрезентация кандидата», в который вы сможете включить и продемонстрировать необходимые профессиональные и коммуникативные качества, заранее подготовившись к собеседованию. Постарайтесь содержательно, грамотно, четко прокомментировать ваш опыт. Рассказ «коротенько, минут на сорок» не оставит хорошего впечатления о вас как о профессионале и адекватной личности». 

Управляющий партнер кадрового аналитического агентства «ИМ Консалтинг» Александра Грак: «При подготовке клиентов-соискателей к собеседованию я рекомендую придерживаться золотой середины. Отвечая на вопросы рекрутера всегда можно показать себя как интересного кандидата. Например, отвечая на вопрос о своем опыте работы на последнем месте работы, нужно рассказать не только про свои обязанности, но и подробно остановиться на результатах работы (достижениях). Так рекрутер по-прежнему останется ведущим, а вы станете ориентированным на результат кандидатом с ценным опытом работы».

Проявление инициативы

Несмотря на то что взятие главенства в разговоре разрушает схему его ведения у HR-менеджера, иногда это можно и даже нужно попробовать сделать.

Как рассказывает Ольга Свиридова: «У каждого рекрутера свой подход. Иногда специально моделируются ситуации и проверяется, способен ли кандидат перехватить инициативу собеседования в свои руки (это востребовано для управленческих должностей и менеджеров в области продаж).

Брать ли инициативу в свои руки, нужно определять по обстановке и гибко корректировать ход беседы в зависимости от тактики беседы, которой руководствуется рекрутер. Используйте уточняющую фразу: «Правильно ли я вас понял, что вы хотите услышать о таком-то опыте?», это охарактеризует вас как человека уверенного в своих силах, способного действовать по ситуации и не впадать в крайности.

Будьте естественны и не бойтесь задавать вопросы, проявляя уместную инициативу, это позволит вам получить желаемую должность».

Похожего мнения придерживается и Александра Грак: «Обычно ведущим на собеседовании является рекрутер. Это и понятно. Он на своей территория, и его задача — провести собеседование. Однако и соискателю иногда можно взять на себя эту функцию. Если должность, на которую вы претендуете, предполагает инициативность (например, менеджер по продажам), ваше желание вести на собеседовании будет оценено по достоинству и только добавит вам баллов.

Кроме того, если вы понимаете, что беседа пошла не в ту сторону, можно взять инициативу в свои руки: вполне уместно задать кадровику вопрос о вакансии или компании. Вопреки распространенному мнению, кандидату задавать вопросы на собеседовании можно и нужно». 

Не переборщите

Ольга Свиридова рассказывает известную шутку из HR-практики: «Рекрутер, проводя собеседование на позицию «менеджер по продажам», попросила соискателя продать ей ее ноутбук, оставила его в раздумьях и вышла на несколько минут. Вернувшись, она обнаружила, что ни кандидата, ни ноутбука нет, и стала судорожно звонить кандидату: «Вы где и где мой ноутбук? Верните его, пожалуйста!» И в ответ получила: «Да, конечно. Тысяча рублей — и он ваш!» И в данном примере мы видим, что кандидат взял инициативу в свои руки, но все мы понимаем, что подобное проявление чувства юмора должно быть соразмерно ситуации и последствиям.

Автор: Екатерина Китаева